Карне́ Марсель (Carné) (1909-1996), французский кинорежиссёр. Фильмы: «Набережная туманов» (1938), «Вечерние посетители» (1942), «Дети райка» (1944), «Тереза Ракен» (1953), «Убийцы во имя порядка» (1970) и др.
* * *
КАРНЕ Марсель - КАРНЕ́ (Carne) Марсель (18 августа 1909, Париж - 31 октября 1996, Кламар), французский кинорежиссер.
Родился в семье краснодеревщика, работал страховым агентом. В 1928 начал работать в кино - ассистентом оператора, ассистентом режиссера (в т. ч. Р. Клера (см. КЛЕР Рене) в фильме «Под крышами Парижа», 1930, Ж. Фейдера (см. ФЕЙДЕР Жак) в фильмах «Большая игра», 1933, «Пансион Мимоза», 1934, «Героическая кермесса»,1935); выступал в качестве кинокритика. В 1936 дебютирует как режиссер картиной «Женни». В 1937 снимает комедию «Забавная драма» по С. Клаустону. Ее гротескно-ирреальная атмосфера наряду с блестящей игрой разных по классу и возрасту исполнителей (М. Симон (см. СИМОН Мишель), Ф. Розе (см. РОЗЕ Франсуаза), Л. Жуве (см. ЖУВЕ Луи), Ж. Л. Барро (см. БАРРО Жан Луи), Ж. П. Омон) и запоминающимися пластическими деталями свидетельствовали о появлении большого и своеобразного художника.
Лучшие работы Карне относятся к концу 1930-х - началу 1940-х гг., периоду его сотрудничества с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Ж. Превером (см. ПРЕВЕР Жак). Начиная с 1938 направление, представленное фильмами Карне - Превера и названное последним «поэтическим реализмом», доминирует в кино Франции, выражая характерное для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединенных на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которое олицетворяют демонические персонажи. Нежность, психологизм, образность, с какими показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и персонажам лент «Набережная туманов», «Северный отель» (оба - 1938), «День начинается» (1939). Символом пробуждения человеческого духа, метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации фильм-легенда «Вечерние посетители» (1942). Законченная накануне освобождения картина «Дети райка» (1944), при всей философской глубине и горечи размышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому таланту и красоте души.
После прокатной неудачи фильма «Врата ночи» (1946) Карне и Превер расстаются. В 1950-е гг. Карне снимает новаторский по драматургии фильм «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951), экранизацию романа Э. Золя «Тереза Ракен» (1953), которая возвращает к центральному для режиссера конфликту между личностью и мещанским обществом, не способным понять индивидуальность. Режиссер пытается посмотреть беспристрастно на молодежь, отвергающую мир отцов и всякую мораль вообще («Обманщики», 1958). Не принятый поколением «новой волны», Карне стремится найти иные темы и заговорить на новом языке, но терпит неудачу. За редким исключением, например, «Убийцы во имя порядка» (1971), его работы не вписываются в современную эпоху. С 1979 член Академии изящных искусств, с 1982 член Французской академии киноискусства. В 1979 награжден почетным призом «Сезар», в 1982 - юбилейной премией на Международном кинофестивале в Венеции.